Подвел ли проект AOSP потребителей?

HTC One M8

Когда в далеком 2007 году Google вместе с консорциумом других компаний анонсировала операционную систему с открытым исходным кодом, которую мы называем Android, мир обратил на это внимание. В том же году вышел iPhone, и все мобильное пространство с опаской отнеслось к ажиотажу вокруг этого, по общему признанию, революционного устройства. Так родился AOSP (Android Open Source Project), и в течение нескольких лет Android поглотил долю рынка телефонов всех форм и размеров от производителей по всему миру. В конечном итоге Android нашел свое место в телевизорах, холодильниках, стиральных машинах, автомобилях и в бортовой развлекательной системе Boeing 787 Dreamliner.

Так что вы были бы правы, задаваясь вопросом, как, черт возьми, Android (и, соответственно, AOSP) мог потерпеть неудачу? Что ж, это зависит от того, кто вы, что вам выгодно и как вы смотрите на все более закрытые экосистемы, которые составляют основу нашей цифровой жизни.

Android основан на своем предшественнике с открытым исходным кодом

HTC One M8

Прежде чем перейти к горячим вариантам, давайте немного окунемся в историю. Сама Android — это операционная система с открытым исходным кодом, разработанная консорциумом, известным как Open Handset Alliance, хотя большую часть тяжелой работы исторически выполнял лидер проекта Google. Ядро ОС известно как AOSP, которое включает библиотеки, документацию и исходный код, необходимые как для создания пользовательских версий Android, так и для запуска Android на новых устройствах. В новых примерах, упомянутых выше, то есть 787 Dreamliner, скорее всего, работает пользовательский вариант AOSP, а не интерфейс «Android», с которым вы знакомы на своем телефоне.

«Android», работающий на вашем телефоне, скорее всего, разработан Google как закрытая модифицированная версия AOSP, обычно известная просто как Android. Это, скорее всего, то, что вы использовали на большинстве телефонов за последние несколько десятилетий, и для ясности мы будем называть знакомую версию AOSP от Google просто «Android» с этого момента. На момент запуска несколько версий Android все еще имели открытый исходный код. Однако это продолжалось недолго. Последней версией Android от Google, которая была полностью с открытым исходным кодом, была Android 4.4 KitKat, выпущенная в октябре 2013 года.

Google постепенно отходит от корней AOSP с открытым исходным кодом

Когда был основан AOSP, Google вносил большой вклад в разработку приложений с открытым исходным кодом, которые должны были быть объединены с бесплатным AOSP. В то время это имело смысл — вкладывая усилия и ресурсы в разработку AOSP, Google преуспел в значительном увеличении доли рынка устройств на базе Android/AOSP в последующие годы. Но с течением лет Google медленно заменил версии AOSP с открытым исходным кодом распространенных приложений, таких как Calendar и его приложение для обмена сообщениями, на свои собственные версии с закрытым исходным кодом, прекратив разработку версии с открытым исходным кодом в процессе. Будучи основным разработчиком многих из этих приложений, это фактически убило (или значительно затормозило) разработку версий AOSP с открытым исходным кодом этих приложений.

Результатом этого стало постепенное ужесточение контроля Google над Android в целом, поскольку любому, кто хотел бы создать форк AOSP с нуля для создания собственной операционной системы, пришлось бы создавать собственные версии всех этих приложений.

Входите, мобильные сервисы Google

Теперь Google предлагает доступ к своим сервисам и версиям своих фирменных приложений через схему, известную как Google Mobile Services. Google Mobile Services — это текущая итерация Google Play Services, представленная в 2012 году. Целью GMS было позволить Google взять под контроль распространение некоторых элементов Android, которые напрямую связаны с его сервисами, продвигая основные обновления для своих версий приложений, таких как Gmail, Drive и YouTube, без необходимости обновления ОС. Это в некоторой степени помогло решить часть разочарования Google в Android в то время, которая была плохой и непоследовательной поддержкой разработчиков для поддержания последних версий своих приложений, которые являются ядром платформы Android.

После антимонопольного постановления ЕС от 2018 года, постановившего, что Google недобросовестно использует Android для продвижения своего поиска, Google теперь разделяет свои сервисы на отдельные, конфиденциальные лицензии.

Так что же не так с Android?

Урок истории окончен

Передняя часть черного Google Nexus 4

Открытые исходные коды Android были необходимы для принятия и обеспечили простую поддержку разработчиков для портирования и интеграции с рядом устройств. Это то, что действительно позволило Android доминировать в мире. AOSP позволила производителям оборудования иметь простую и последовательную платформу для разработки всего, от развлекательных сервисов до игровых консолей. Таким образом, AOSP, несомненно, была очень хорошей вещью для всех потребителей. Она сокращает расходы на разработку для OEM-производителей, облегчая производителям простую установку и запуск своего программного обеспечения на пользовательском оборудовании. Это поддержало широкий спектр важных инноваций.

Где AOSP потерпел неудачу, так это в потребительских устройствах. Это не вина самого AOSP, а скорее Google и других производителей, которые его построили. Введение AOSP обещало несколько версий AOSP с открытым исходным кодом, совместимых между собой, каждая из которых могла бы запускать одни и те же приложения на существенно различном программном обеспечении, каждое из которых поддерживалось бы разными организациями. В идеальном мире потребители могли бы извлечь выгоду из ряда компаний, поддерживающих собственные реализации AOSP, со своими собственными версиями приложений (в идеале даже с открытыми версиями приложений) с возможностью взаимодействия между производителями. Теперь на потребительском рынке (по крайней мере, для большинства западных устройств) доминирует версия Android от Google, а модификации были консолидированы в нескольких крупных компаниях.

Это доминирование не пришло в одночасье и, честно говоря, во многом стало результатом того, что Google активно пыталась исправить проблемы с Android. OEM-производители с трудом поддерживали потребительские устройства новыми функциями, обновлениями версий и исправлениями безопасности. Android также иногда страдал от репутации раздутого ПО и непоследовательного пользовательского опыта. Поэтому мы понимаем проблемы.

Google часто пытался решить проблемы, предлагая устройства собственной разработки

Google часто пытался решить проблемы с более широкой экосистемой Android, напрямую конкурируя с другими OEM-производителями, заставляя их реагировать. Например, Google недавно взял на себя обязательство по 7 годам обновлений программного обеспечения для своего Pixel 8 и по своим обязательствам по очень чистым, своевременным и последовательным обновлениям опыта Android в своих линейках Nexus (и Pixel). Однако недостатком этого, намеренно или нет со стороны Google, является то, что контроль над пользовательским опытом Android в целом все больше направляется Google.

OEM-производители, создающие потребительские устройства, неохотно вносят массовые изменения в Android и еще более неохотно поддерживают их в долгосрочной перспективе. Это, в сочетании с собственными устройствами Google, затруднило существование конкурирующих версий платформы Android со значительными изменениями. В конечном счете, требования к обновлениям безопасности и функций, а также долгосрочной поддержке требуют от производителей идти в ногу со временем, чтобы конкурировать с iPhone. Это привело к давлению на потребительских OEM-производителей, чтобы они придерживались версии Android от Google, чтобы сделать это возможным. В среднесрочной и долгосрочной перспективе включение все большего количества сервисов в собственную лицензию GMS от Google также снизило жизнеспособность разветвления AOSP.

Были и другие существенные и иногда разумные блокировщики. API SafetyNet убил множество пользовательских ROM, позволяя приложениям (и Google Pay, например) отключать себя, если устройство не соответствует стандартам или не проходит определенные тесты.

Некоторые телефоны не используют Android/GSM — в частности, Huawei (из-за санкций США) и Fairphone 4, который использует версию AOSP, ориентированную на конфиденциальность.

Упущенная возможность для потребителей

Будь то ответвление Android или AOSP, медленное возвращение контроля над Android обратно в руки Google стало упущенной возможностью для потребителей. Google использовала загрузку AOSP и Android с открытым исходным кодом, чтобы захватить большую долю рынка, и это, несомненно, был колоссальный успех, поскольку они построили экосистему приложений, где многие другие потерпели неудачу. Но современный Android все больше становится «ОС Google», причем даже крупные производители вносят лишь поверхностные изменения. Стремления AOSP заключались в том, чтобы предоставить платформу для ряда разнообразных новых операционных систем от разных производителей с общей поддержкой приложений, простым ответвлением устройств и общими стандартами. Обещание Android как платформы с открытым исходным кодом для потребителей по сути попало под контроль Google под давлением неустанных усилий iOS по улучшению, обновлению безопасности и дефрагментации версий. Тем не менее, AOSP принес огромную пользу OEM-производителям и Google.

Мне нравится современный Android. Он великолепен и является достойным конкурентом iOS. Но я не могу не чувствовать очарования упущенной возможности. Может быть, я слишком много мечтаю, но мне интересно, каким мог бы быть современный опыт Android, если бы производители (и Google) нашли больше точек соприкосновения, позволяя кастомным версиям AOSP процветать. Возможно, проблемы, связанные с фрагментацией версий и доступом к сервисам Google, можно было бы решить таким образом, чтобы Google шла позади своей стаи, а не доминировала впереди.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *